Статьи

Эксплуатация МКПП

Особенности эксплуатации механической коробки переключения передач.

МКПП на сегодняшний день – самый популярный вид механизма переключения передачи в автомобилях. Современные мкпп в автомобилях массового производства оснащаются, в основном, пяти ступенчатыми, реже шести ступенчатыми коробками, а в некоторых моделях количество передач достигает семи.

Прогресс в конструкции мкпп не стоит на месте, производители постоянно вносят инновации и совершенствуют этот агрегат. Несмотря на активное развитие автоматических трансмиссий и вариаторов, ручная коробка остаётся весьма востребованной, и спрос на нее всегда будет на высоте. Конечно, автоматы удобны при вождении автомобиля в условиях города, но нет ничего удобнее механики на бездорожье, в сложных погодных условиях, при движении по холмистой местности, при буксировке прицепов. Выбирая нужную передачу в условиях текущей дорожной обстановки, и умело работая педалями, водитель способен наилучшим образом выбрать режим работы трансмиссии в нестандартных условиях.

 

Эксплуатация в разных дорожных условиях

Рассмотрим особенности эксплуатации мкпп в различных ситуациях.

Маневр на сухом покрытии. Собираясь повернуть на сухом покрытии, необходимо в обязательном порядке снизить передачу, регулируя при этом степень нажатия на педаль тормоза в соответствии с конкретной ситуацией. Такие же действия следует производить, к примеру, приближаясь к перекрестку. Все это позволит осуществить торможение гораздо эффективнее. При этом будет наблюдаться устойчивое положение автомобиля, а после поворота появится возможность уверенно ускориться.

Скользкая дорога. Двигаться по скользкому покрытию следует с максимальным уровнем осторожности. Если ваш автомобиль не оборудован разного рода электронными системами, следует перейти к более низким передачам, чем обычно. Кроме этого, строго запрещено передвигаться на высоких оборотах! Только так вы сможете контролироваться положение автомобиля.

Очень важно в процессе торможения на таком покрытии постепенно и заранее переходить на сниженные передачи. После этого необходимо выжать сцепление и начать осторожно притормаживать. Если же ваш автомобиль не оборудован системой ABS, вообще не рекомендуется пытаться резко тормозить на скользкой дороге.

Подъем или спуск. Такое движение в самом начале подразумевает оценку предстоящего пути. Специалисты рекомендуют ехать на третьей или второй передаче, а во время буксировки – на первой.

Очень важным моментом во время спуска является варьирование низкими передачами. Все дело в том, что одними только тормозами здесь не обойтись, поскольку они могут вообще отказать в результате перегрева. Если спуск достаточно крут, важным будет постоянное использование включенной передачи.

Снег или грязь. Если вдруг вы забуксировали в снегу или грязи, рекомендуется воспользоваться так называемым способом «раскачивания». Заключается он в том, что при движении вперед следует сначала перейти на первой передачу, а потом, когда будете двигаться назад, включить, конечно же, заднюю.

Глубокая лужа или затопленный участок дороги. Проезд по затопленному участку дороги грозит попаданию воды в агрегаты автомобиля, в том числе через воздухозаборник и выхлопную трубу, что приведет к остановке двигателя. Не случайно на некоторых внедорожниках Вы могли заметить, что к воздухозаборнику, а иногда и к выхлопной трубе, присоединены герметичные удлинявшие трубки, направленные наверх, и заканчивающиеся на уровне верхней части кабины. Если Ваш автомобиль не оборудован такими приспособлениями, проезд по затопленным участкам дороги не рекомендуется. Если Вы все же решились на это, есть несколько советов по управлению автомобилем на таком участке: разгон следует начать заранее, перед въездом в воду необходимо набрать небольшую скорость, чтобы придать автомобилю инерцию. Проезд необходимо выполнять на первой передаче, при этом следует с избытком подавать топливо в двигатель, сильно нажимая на педаль газа , тем самым создавая большое давление газов в выхлопной трубе (с целью увеличения сопротивления газов против стремящейся в выхлопную трубу воды). Желательно ни в коем случае не останавливать автомобиль и не замедлять его движение, не сбавлять обороты двигателя.

Движение в пробке. При движении в пробке происходят частые остановки транспортных средств, в таких случаях не рекомендуется долго выжимать сцепление, предпочтительнее будет переключиться на нейтральную передачу, а сцепление отпустить. Долго нажатая педаль может ускорить износ механизма сцепления. Впрочем, это верно во всех подобных случаях, например при остановке перед светофором более 2-3 сек.

 

Полезные рекомендации

1. Если вы хотите избежать поломки МКПП и полностью контролировать свой автомобиль во время движения, не следует переключать передачи слишком быстро. Более того, если у вас не получилось с первого раза включить первую передачу, избегайте резких движений и попыток максимально быстро ее включить. Лучше всего в этом случае отпустить и заново нажать сцепление. Движения должны быть плавными.

2. Нажимать сцепление необходимо быстро и до отказа, а отпускать плавно. Избегайте неполного нажатия сцепления во избежание поломки трансмиссии.

3. Переключение передач в процессе поворота не рекомендуется, ведь подобные действия могут привести к заносу. Категорически запрещается пытаться включить заднюю передачу, если автомобиль движется вперед! Причем это касается даже самых низких скоростей.

4. Если вы запланировали переход с автомата на механику, первое время следует двигаться на скоростях ниже, чем обычно. Ни в коем случае не отвлекайтесь от дороги во время переключения передач, постарайтесь привыкнуть к новому способу езды.

5. Регулярно проверяйте уровень масла и очищайте коробку. Не забывайте о рекомендациях производителя в процессе замены масла.

6. Не рекомендуется оставлять машину с включенной передачей в зимнее время. В остальных случаях (на сухом покрытии) данное действие возможно, при этом разрешается не пользоваться ручником.

7. Одним из основных правил эксплуатации МКПП является переключение передач в соответствии с предписанными им значениями минимальной и максимальной скорости. При этом в процессе переключения следует делать небольшую паузу. В противном случае срок службы коробки значительно снизится.

8. Не перегружайте автомобиль свыше разрешенной массы, перегруз автомобиля может привести к поломке трансмиссии.

9. Перед пуском двигателя возьмите за правило нажимать на педаль сцепления: оставленная накануне включенная передача может доставить Вам массу неприятностей.

10. Помните, рывки и резкие движения при обращении с рычагом коробки и педалью сцепления существенно приближают срок ремонта, обращайтесь с трансмиссией бережно, и она будет надежно служить Вам долгие годы.

 

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МКПП

Достоинства

Основным достоинством механической КПП является относительно долгий срок службы и небольшая вероятность поломки. Мало того, что она редко выходит из строя, так еще и ремонт обойдется намного дешевле по сравнению с другими вариантами. Да и автомобили, оборудованные данным типом трансмиссии, стоят немного дешевле. Наверняка автолюбители обращали внимание, что модель одного и того же автомобиля с МКПП обойдется дешевле, нежели, к примеру, с автоматической коробкой.

Помимо дешевизны, простоты и легкости обслуживания следует отметить и тот факт, что МКПП идеально подойдет тем, кто часто буксирует прицепы или двигается под уклон. Другими словами, если вы живете за городом или часто выезжаете за его пределы, то механика Ваш друг.

Недостатки

Основной минус известен всем – это неудобство управления. Зачастую именно из-за этого многие автолюбители переходят на более современные типы трансмиссии, не требующие такого всепоглощающего участия человека в процессе. Безусловно, очень отвлекает необходимость постоянного нажатия сцепления и дергания рычага, особенно в городских пробках.

Однако любой другой тип трансмиссии сильно уступает механике во всем остальном. Автоматы, роботы, вариаторы и ломаются чаще, и стоят дороже, как сами по себе, таки в ремонте, обслуживании. Особенно это важно для владельцев послегарантийных авто: мало того, что обслуживание и ремонт дороговаты, так еще и не везде принимают, в то время как мкпп принимаются в ремонт во многих автосервисах. Для новых автомобилей, находящихся на гарантии, данные факторы могут быть менее весомыми.


Автор: Владимир Смирнов © 2013 | Все права защищены